Путешествие во Вьетнам: как добраться и где остановиться?

Мы живем на маленькой планете в таком огромном, разнообразном и удивительном мире, что не познавать его было бы преступлением против человечества.

В Юго-Восточную Азию я собирался поехать давно. Сначала меня приглашали учителем английского в Таиланд, и я даже прошел интервью и получил официальное приглашение. Потом я натолкнулся на множество положительных отзывов о соседнем Вьетнаме, где все было намного дешевле, чем в про-капиталистическом Таиланде, но не менее экзотично. А в-третьих, туристу туда не нужна виза.

Вьетнам — это экзотические фрукты и еда, одновременно активно развивающееся туристическое направление и еще не убитые западными глобализированными, как под копирку, комфортом и цивилизацией местные достопримечательности, культура и люди. Вьетнам — это фантастическая кухня, древние цивилизации и более чем доброжелательные аборигены. Вьетнам — это лето зимой, теплое море круглый год, кокосовые пальмы и девственная природа, еще не везде насильно одетая в серый бетон.

Во Вьетнам хотела и моя дочь. Одним словом, мы приняли решение и забронировали «полудикий» тур. «Полудикий» потому, что останавливаться мы собирались пусть и в скромных, без пятизвездочного комфорта, но все же в отелях. И потому, что изучать собирались не только популярные курорты, но и неподдельный местный колорит, рыбацкие деревни и местных жителей без туристических прикрас и обмана. Опишу наше путешествие в рамках путевых заметок.

Путевка на двоих с вылетом из Москвы в Камрань, Вьетнам, с проживанием и завтраками на 7 ночей нам обошлась примерно в тысячу зеленых денег. Плюс нам надо было добраться до Москвы из Минска и обратно, тратиться внутри Вьетнама на перемещение по стране, экскурсии, обеды и ужины. Итого чуть меньше двух тысяч вечных долларов должно было хватить на все про все.

На подлете к Камрани
Фото: Источник

Дорога, без кокетства, была тяжелой. До Москвы мы всю ночь, не смыкая глаз, тряслись на местном трансфере-рыдване с неудобными креслами. Во Внуково ждали своего рейса около 5 часов, потом чартером в три ряда 10 часов, локтем к локтю, летели до Камрани.

Под нами сквозь густые облака были видны заснеженные степи Казахстана, желтые кряжи Памира, джунгли Калькутты. Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Индия, Бирма, Таиланд и Вьетнам — все эти страны с их отличительной географией были видны в иллюминатор с высоты 10000 метров. При помощи трекера на борту я даже безошибочно мог определить с воздуха оз. Айдаркуль вблизи Самарканда, отличить Патну от Калькутты, увидеть огни Бангкока.

В дороге, с небольшими остановками в Минске и Москве, мы провели чуть менее двух суток. Поспать за это время мне почти не довелось, так как я товарищ с повышенным уровнем тревожности и ответственности и должен был все до мельчайших деталей контролировать. Поэтому на место я прибыл как выжатый лимон, с таким же цветом и выражением лица.

Здравствуй, коммунистический Вьетнам! Камрань нас встретила тепло и ароматно. Температура в 7 утра была примерно 25−26 градусов, на небе облака, в воздухе пьянящий аромат каких-то местных соцветий.

Утро в Камрани
Фото: Depositphotos

Мы загрузились в автобус и направились не в популярные у нашего туриста Нячанг или Муине, а в дикий г. Фанранг, где нас ждали душ, завтрак и местная экзотика.

Мимо нас замелькали местные пейзажи. Рисовые поля, кое-где, как каких-нибудь лет сто, а то и двести — крестьянин во вьетнамской панаме, идущий за упряжкой буйволов, кокосовые рощи, приглашающие побродить в их тени и отведать кокосового молока. Утиные и лягушачьи фермы, лачуги местных жителей, предгорья Аннамских гор… Экзотика была на расстоянии вытянутой руки!

Честности ради стоит сказать, что и пейзажи из замусоренных пластиком и других хламом обочин были видны там и сям. (Мы были предупреждены, что культурно вьетнамцы, как и другие представители азиатских народов, предпочитают избавляться от мусора себе под ноги. Что, впрочем, нисколько не нарушает их тонкого чувства восточной эстетики и буддистского умиротворения, в отличие от тех же нас.)

Отель был вполне «съедобным», о тех самых трех звездах, которые нам и обещали.

Территория отеля
Фото: Игорь Ткачев, личный архив

Надо сказать, что вьеты, в отличие от тех же давно испорченных туристическими соблазнами, скажем честно, лживых и хитрых турков или египтян — народ честный и склонности к приукрашиванию для своей коммерческой выгоды еще не имеющий. Мы были предупреждены честно: отель скромный — 3 звезды, но со всем необходимым, территория утопает в джунглях — не наступите на лягушку, не упадите в пруд, местные на иностранных языках не говорят.

Все оказалось правдой. На ресепшене было три человека — две девочки и один мальчик, и никто не понимал ни слова по-английски или, тем более, по-русски.

Изъяснялись мы преимущественно активной жестикуляцией и некоторыми словами на вьетнамском, которые выучили заранее, что вызывало у местных улыбку во весь рот или же… нулевую реакцию. (Позже я пойму, что было не так с моим вьетнамским.)

Кое-как, при помощи жестов, рисования на бумаге и некоторых англо-вьетнамских слов, на грани потери терпения и неминуемого насилия над местным населением, не желающим ничего понимать, мы выяснили, что нам надо сдать паспорта и ждать заселения не раньше 14:00.

Мы оставили вещи и отправились, конечно же, к морю.

Пляж Фанранг, Южно-китайское море
Фото: Игорь Ткачев, личный архив

Южно-Китайское море, оно же просто Вьетнамское, для самих вьетнамцев (по причине еще незабытых войн между китайцами и вьетнамцами) было почти спокойным и почти прозрачным.

Конечно, это не Рио-де-Жанейро. Южно-китайское море — не море Средиземное где-нибудь в окрестностях Кемера или на Корфу с его прозрачной водой. Но все же море и часть Тихого океана. И море теплое в самом начале февраля!

Рыба попугай
Фото: Игорь Ткачев, личный архив

Мы шли по вьетнамскому пляжу Нинь Чу, и навстречу нам попадались выброшенные на берег кокосовые орехи, рыба-попугай с синей чешуей и характерным птичьим клювом, морская змея с утиной пастью. Я пару раз осторожно потрогал ее за хвост и вгляделся в ее «лицо», так необычно оно было.

Вьетнамские рыбачьи лодки
Фото: Игорь Ткачев, личный архив

На небольшом расстоянии от нас вьетнамские рыбаки в своих тнунг чай (круглых рыбацких лодках), как и сто лет тому, ловили сетями рыбу, вдалеке возвышалась гора Хон Ба, из-за облаков, стремительно несущихся к горизонту, вынырнуло не по-февральски жаркое азиатское солнце. Зима, снег и слякоть остались за тысячи километров.

На душе было покойно и радостно, в голове туманно и «несообразительно».

Пляж Фанранг
Фото: Игорь Ткачев, личный архив

Я полез за камерой, чтобы сфотографировать очередного морского гада на пляже, но по причине двух бессонных ночей и одного десятка тысяч километров за плечами рука моя, как у пьяницы, предательски дрогнула — и камера полетела в набежавшую волну…

«Хорошо, что не бумажник со всеми деньгами и карточками», — единственное утешение, что я тогда себе придумал. Я понял, что мне срочно надо поспать и что ждать времени заселения мочи у меня нет.

На ресепшене я обратился к тому, кто знал на десяток английских слов больше остальных, и попробовал объяснить ему, что мы хотим срочно заселиться в не самый худший номер. И показал аборигену десятидолларовую купюру. Минь, так звали аборигена, при виде зеленой бумажки оказался на удивление сообразительным и без лишних вьетнамских слов повел нас показывать номер.

Номер был большой, просторный, с потолками не меньше 3 метров. Большая ванная с душем без дверей и огромный балкон, на котором можно было играть в футбол. Вид — garden view, с кокосовыми пальмами, сквозь которые виднелся бассейн.

Плоский телевизор, сейф, холодильник… Скромная «трешка» в джунглях Вьетнама без какого-либо литературного преувеличения была явно лучше всех «трешек», которые я знал в Египте, Турции или даже в южной Европе.

Фото: Depositphotos

Я был доволен. Что там, я был счастлив!

Дальше не помню, так как мой организм меня предательски подвел — я без чувств рухнул в кровать и продрых до ближайшего обеда.

Продолжение следует…

Заказать авиа чартер онлайн

В чем плюсы и минусы круизного отдыха? Советы в дорогу. Часть 1

Договоримся сразу: мы имеем в виду только зарубежные круизы. Не каботажные. Поэтому сразу определимся в терминологии, чтобы все встало на свои места. Существуют круизы и туры, опираясь на английские определения, single country cruise/tour — круиз или тур по одной стране и multy-country cruise/tour — путешествие по нескольким странам. Существуют комбинации сухопутно-круизного отдыха в виде предкруизного и послекруизного гостиничного отдыха в порту отхода или в порту прихода, или внутрикруизного гостиничного отдыха в одном из портов захода. Внутрикруизный сухопутный тур найти довольно сложно. Причина тому — простой судна в порту захода, за который компания платит большие деньги.

Поскольку русская терминология в этом случае мне кажется громоздкой и неуклюжей, я заранее прошу моего читателя меня простить за смелость использовать более компактные английские названия.

В последнее время все большую популярность приобретают multy-country круизы. Крупные пароходные компании предлагают сейчас 12-дневные или 14-дневные круизы с посещением как минимум пяти стран. Семидневные круизы ограничиваются тремя странами. Я не буду говорить о семидневных круизах, зная продолжительность русских отпусков.

Возьмем среднестатистический 14-дневный круиз по Средиземноморью. Возьмем летний период отпусков. Возьмем семью из трех человек среднего достатка. Усреднимся по всем показателям. Итак, решено. Едем в круиз. Что нас прежде всего заботит — получить хорошую цену.

Цены. Какие ошибки мы делаем чаще всего? Ищем цены в Интернете. ОК, для любопытства посмотреть можно, но брать путевки по Интернету я не советую. У турагента цены могут быть гораздо ниже с возможностью различных апгрейдов. Чем ближе дата круиза, тем дешевле цена путевки. В условиях, когда россиянам надо получать визы и это требует времени, я не посоветую брать горящие путевки, тем более, что, чем ближе дата вылета самолета в порт отхода, тем дороже билеты на самолет. Если вы старше 55 лет, поинтересуйтесь апгрейдом для вашего возраста. Очень часто это скидка до 10% на всю каюту.

Когда покупать путевку. Возьмем золотую середину — за пару месяцев до даты круиза. Для пароходной компании это уже является горящей путевкой, поскольку формировать круиз они начинают за год вперед. Обратите внимание на свой паспорт — он должен быть действительным по крайней мере еще 6 месяцев от окончания даты круиза. В большинстве европейских посольств вам могут не проставить визу по этой причине или не выпустить на берег с теплохода. Сделайте несколько копий с вашего паспорта и со всех его заполненных страниц. Разложите копии по разным единицам багажа. Одну из копий всегда имейте при себе на берегу. Паспорта на теплоходе храните в каютном сейфе. Оригинал вам на берегу не понадобится, поскольку его заменит пропуск-ключ вашего теплохода.

Какой класс каюты лучше покупать? Существуют каюты-люкс с персональным дворецким, каюты с балконом, каюты с балконом ограниченного обозрения, каюты с окном нормальным или ограниченного обозрения и каюты без окон. Мой совет — берите самые дешевые, без окон. Они вдвое дешевле. Оборудованы точно так же как балконные. Объясню почему: вы будете находиться в каюте с часу ночи до шести утра. Все остальное время вы будете заняты: к 7 утра вы уже побежите в ресторан, чтобы успеть на регистрацию на экскурсию к 8 часам. Поверьте мне, вы не будете находиться в вашей каюте.

Чек-ин. Я советую покупать транспортировку из и в аэропорт вместе с путевкой. Вам дадут расписание чартеров и место сбора в аэропорту. Посадка на теплоход начинается обычно между часом и тремя дня. До этого вас собирают и регистрируют в накопителе. Грузят ваш багаж и развозят по каютам. Приготовьтесь к бесплодному ожиданию в накопителе, если вас привезли с утреннего рейса рано утром. Из накопителя уже не выйти. Поэтому возьмите книжки, детские игры, купите что-то перекусить и попить. В накопителе очень много литературы о портах захода и местах интереса — вот в это и упритесь с пользой. Советую ознакомиться. Постарайтесь завести знакомства с другими пассажирами — это поможет вам знать в лицо людей с вашего судна. Помогает ориентироваться в толпах экскурсантов и не отстать от судна.

Если ваш ужин записан на 6 вечера, то после 7 вечера уже начинаются танцы-шманцы и шоу до поздней ночи (а дискотеки до 3 ночи). Если у вас поздний ситтинг ужина на 8 вечера, то с 6 до 8 еще можно покупаться в бассейне, попариться в сауне. А если вы захотите прилечь отдохнуть между экскурсией и ужином, возле бассейна уйма удобных лежаков, одеял, подушек — запросто можно чуть-чуть прикемарить на воздухе. Я советую брать ранний шестичасовой ситтинг ужина.

Какой круиз лучше: single country или multy-country? Ни тот, ни другой, если вы действительно хотите ознакомиться со страной или с несколькими странами. Вы с ними не ознакомитесь. И я объясню, почему. Независимо от того, какой это круиз, судно заходит в порт обычно к 6 — 7 утра. Если это порт прихода одной и той же страны, то вы экономите часа полтора на таможенный клиренс судна, но сбор в концертном зале для формирования экскурсионных групп все равно начнется только в 8 утра и реально на борт своего экскурсионного автобуса вы попадете в 9 — начале десятого. Если это порт другой страны, клиренс может затянуться на пару часов, и тогда реально ваша экскурсия начнется в 10 — пол-одиннадцатого утра.

Самые длительные экскурсии — шестичасовые. (Исключение — Париж, поскольку судно приходит в Гавр, и до Парижа три часа автобусной езды и 3 обратно). Обычно судно отходит в 6 вечера, но вы должны быть на борту уже в 5 вечера. Многие экскурсии требуют двухчасовых автобусных пробегов к месту осмотра. Т. е. 4 часа вы будете просто сидеть в автобусе и всего 2 коротких часа осматривать достопримечательности. Из этих двух часов вы проведете всего с часок с экскурсоводом, а сбор у автобуса после самостоятельной прогулки вам назначат за полчаса до отхода вашего автобуса. В среднем шестичасовая экскурсия стоит свыше 100 долларов. Обычно в нее входит ланч. Это еще час потерянного времени.

Еще один аспект: после двухчасовой автобусной поездки на месте достопримечательности готовьтесь отстоять 15−20 минут в очередь в туалет. На это за счет времени осмотра собора, крепости и т. п. группе выделят 20 минут для естественных нужд. Посему подведем «игого»: вы ничего не успеваете посмотреть. Быстрая пробежка среди толп других туристов, пару быстрых снимков и бегом к автобусу в страхе отстать от группы. Мой совет — не покупайтесь на длительные береговые экскурсии. У каждого теплохода на берегу имеется шаттл до центра города. Возьмите короткую обзорную экскурсию по центру города и выясните, откуда отходит ваш шаттл. Проведите остаток времени в центре, неспеша погуляйте, зайдите в кафешку, почувствуйте ногами и потрогайте руками этот город.

Неприятности, которых вы не ожидаете.

Отмена страны или порта захода. Компания может во время круиза отменить одну из стран захода. Один из портов захода. Два порта захода. Пример? Мой недавний круиз: был отменен заход в Марокко — какие-то финансовые разборки между компанией и портом. На 1 мая в Ля Рошели, Франция, бастовали портовики и нас завезли в Шербург, где город праздновал 1 мая и было все закрыто по случаю праздника. Очень часто отмены происходят в Израиле из-за политической нестабильности и в портах Египта. Имейте в виду, что пароходная компания вообще имеет право болтаться в нейтралке, если на берегу какие-то экстраординарные события. Очень редко происходят отмены из-за погодных условий. Современные крупнотоннажные суда (а это до 2000 пассажиров) ходят в любую погоду.

Опоздание самолета к отходу судна. Случается сплошь и рядом. Поэтому я советую прилететь за сутки до даты отхода и лучше потратиться на гостиницу, чем догонять теплоход. Но если вы уверены, что ваша авиакомпания доставит вас вовремя, все равно запаситесь адресом представительства пароходной компании в порту отхода, представительством турагентства и посольства России. Учтите, теплоходы отходят строго по расписанию и никогда никого не ждут.

Опоздание багажа. Пишите пропало и даже не рассчитывайте, что авиакомпания будет ловить ваш теплоход по пути следования. Поручите отслеживания багажа вашему турагенту в России, а пока руководствуйтесь моим советом. Покидайте в ручную кладь по одной вещи, без которой вы абсолютно не сможете обойтись в двухнедельном круизе: лекарства, одежду (для женщин обязательно платок и что-то длинное с закрытыми плечами — многие религиозные достопримечательности требуют строгого дресс-кода). На борту всегда можно докупить туристическую или пляжную одежду. Оденьтесь в полет так, как бы собирались прокантоваться все 2 недели.

Отставание от судна. Выходя на берег, имейте координаты представительства вашей круизной компании на берегу. Сообщите им об опоздании и езжайте в аэропорт. Там следуйте инструкциям вашего представителя и догоняйте свое судно в следующем порту. Без помощи представителя вас без паспорта в «саломет» не посадят. А мы помним, что копия паспорта у вас при себе.

Дай бог, все обойдется и никаких таких неприятностей с вами не случится. Но предупредить о таких форсмажорах честно — мой долг, как опытного круизера. А обо всем остальном читайте во второй части статьи, и приятного вам круиза.