РС-24 повторит успех своего «младшего брата»

О Pilatus PC-24 BizavNews пишет много. Что скрывать, за историей этого джета мы пристально следим с момента утверждения его дизайна. Пятьшесть раз в год мы посещаем головное производство компании в швейцарском Штансе и стараемся не упустить самой маленькой новости. Ну простите, влюбились мы в этот самолет, так бывает. В конце августа я совершил небольшой перелет на РС-24 в компании наших старинных партнеров. Одним из моих попутчиков стал Михаил Аленкин, владелец Nesterov Aviation. Я решил отойти от традиционных журналистских шаблонов, и поболтать с Михаилом в непринуждённой обстановке о РС-24 и его будущем в нашей стране. Получился такой живой блиц-опрос, который в сто раз интереснее классических ответов на такие же классические вопросы.

Михаил, когда ты в первый раз полетел на РС-24? Какие были ощущения в первый раз?

Приятно был удивлен, что самолет внутри кажется гораздо больше, чем снаружи. Показался очень тихим по отношению ко многим другим вариантам. Очень светлый салон и современный дизайн, что сразу показывает, что это новый продукт. Самое главное, очень поразила короткая взлетная дистанция, когда имеешь частый опыт перелетов на других джетах, ты ожидаешь, что самолет еще какое-то время будет разгоняться, а на РС-24 ты уже в воздухе. Преимущество и в посадочной дистанции, потому что самолет  успевает остановиться, фактически только коснувшись полосы.

Повторит ли РС-24 успех своего «младшего брата» РС-12?

Уверен, иначе мы бы не стали дилером.

Все-таки эта машина для владельца или для чартеров?

У нее на самом деле две ниши, буквально во время авиасалона МАКС 2019 говорили с одним оператором, который видит эту машину, как абсолютно чартерную историю, именно у нас в России, и которая, так скажем, покроет запросытребования наших российских клиентов. Это раз, потом это, конечно, и машина владельца, особенно, если человек сам летает, потому что очень простая интуитивно понятная в управлении, при этом ты получаешь реально  удовольствие от полета, и, несмотря на то, что это джет какой-то большой квалификации от пилота не требуется. Огромный плюс – возможность управления одним пилотом. И вообще эта машина по-своему уникальна. Часто мы сравниваем самолеты Pilatus со швейцарским ножом, но это действительно так, ведь самолет может еще быть санитарной машиной, как самолетом для каких-то специальных нужд, требующих короткие полосы, грунтовые полосы и под специальные задачи, поэтому РС-24 абсолютно универсален.

Если перенестись в реалии российского рынка, какие перспективы и что может тормозить хорошие продажи здесь?

Во-первых, это, наверное, российский менталитет, т.е. мы все прекрасно знаем, что россияне любят что-то большое, дорогое, по их мнению, самое лучшее, а эта машина построена по западному менталитету, когда у тебя в меру большая, но современная машина, при этом она экономная. Основным конкурентом я вижу не новые самолеты, а «тяжелые машины» со вторичного рынка или машины большего класса, скажем так. Но основной драйвер продаж – абсолютно современная машина, абсолютно новая разработка, все технологии, которые применяются здесь – самые современные. У компании во всем мире, в том числе и в России очень хорошая репутация – это надежные качественные машины, которые в том числе сохраняют свою остаточную стоимость и после длительной эксплуатации не теряют своих характеристик. Еще одним преимуществом продаж может стать «реактивная» скорость и дальность полета, которая покрывает все основные направления в Европу и по России: Москва-Ницца, Москва-Олбия, Москва-Лондон, Москва-Новосибирск даже при полной загрузке самолета. Огромный плюс – это стоимость эксплуатации, которая гораздо ниже, чем у конкурентов, плюс к этому, так как это новая машина – применены новые технологии, отсутствие APU, но APU-функцию заменяет правый двигатель, что с одной стороны очень экономичное решение, с другой стороны у этого двигателя есть специальная функция работы, которая не идет за счет часов работы двигателя. Это типа такая универсальная силовая установка, которая совмещает вспомогательную силовую установку и непосредственно двигатель.

После открытия сервисного центра Pilatus в России у действующих и будущих клиентов проблем с поддержкой не будет?

Во-первых, мы сейчас работаем над тем, чтобы завершить сертификацию в ближайшее время. Мы ориентируемся, что машина будет сертифицирована в конце этого года. И второй момент, мы сейчас работаем над расширением нашего сервисного центра под задачи РС-24, заказ необходимых инструментов, диагностического оборудования, также небольшой запас запчастей.

И все-таки, каков спрос на РС-24, удалось ли вам убедить нынешних владельцев РС-12 в будущем присмотреться серьезно к этой машине?

Любой владелец РС-12 потенциально рассматривает владение РС-24, а все владельцы РС-12 – это, как правило, счастливые люди, довольные своей «техникой». Основной спрос, основной интерес мы видим со стороны существующих владельцев Pilatus. Все, конечно, видят это как апгрейд. Я лично люблю РС-12, я думаю, что все, кто знают эту машину, со мной согласны – это экономичная, сочетающая в себе много разных преимуществ машина. Но РС-24 – это шаг вверх.

У РС-12 блестящая ликвидность, повторит ли ее РС-24?

Сложно сказать, пока есть прогнозы, что «да». Как мы знаем, джеты дешевеют гораздо быстрее, конечно, такого плавного линейного падения в стоимости как у РС-12, наверное, не будет, но по сравнению с конкурентами мы ожидаем, что остаточная стоимость будет гораздо выше.

А кого в Pilatus считают главными конкурентами?

Он конкурирует не только с light jets как Phenom 300, CJ4 или Learjet 75, но и частично с Midsize и Super Midsize, для клиентов, кому не нужна большая дальность. Я могу конкурентами этой машины так же назвать большие Citation Latitude, Legacy 450.

А если брать Legacy 450, 500? У них хорошие продажи, но они действительно взволнованы успехом продаж РС-24.

Да, более того, ближайшие слоты на РС-24 на два года вперед проданы.

При этом топ-менеджмент Pilatus не стремится нарастить производство, а наоборот ограничить.

Да, как мы видим по аналогу с РС-12, ограничивая производство, они сохраняют стоимость. Они не стараются бежать за спросом или опередить спрос, они видят потенциальный спрос и выпускают чуть-чуть меньше потенциального спроса для того, чтобы не перенасытить рынок машинами. 

РС-24 в эксплуатации уже полтора года, удалось ли определить среднюю ставку за летный час?

Да, мы считали реальные расходы, и если взять все расходы и среднюю утилизацию порядка 300-400 часов в год, то себестоимость летного часа получается не больше 2000 Евро. Эта цифра соответствует не только нашей аналитике, но и реальной ситуации.

Теперь немного о комфорте – какое расстояние оптимально для пассажиров, чтобы комфортно провести время?

Самолет рассчитан на полет практически до 5 часов, и это максимальная дальность. Мы сейчас с тобой летим в самолете с компоновкой на 6 кресел и все места заняты, но никто из пассажиров не чувствует себя стесненным, места много и все 4 часа в полете пассажиры будут продолжать чувствовать себя очень комфортно. Мы летим всего чуть больше часа, но все равно ты уже смог получить представление об удобстве салона. 

Насколько все-таки самолет прихотлив к качеству ВПП? Мы понимаем, что он садится на грунт и так далее.

Джет, по моему мнению, это не та машина, которую ты будешь постоянно эксплуатировать в жестких условиях (для этого есть турбовинтовой РС-12), хотя Royal Flying Doctor, которые заказали себе большое количество РС-24 параллельно с РС-12, и осуществляют санитарную эвакуацию в Австралии и Африке, как раз и планируют использовать неподготовленные полосы, но это больше исключение. С другой стороны, приятно осознавать, что твой самолет может сесть на грунт, траву и т.д. Вообще основное преимущество даже не в качестве полосы, а в ее длине. Потому что для этого джета в отличии от других аналогичных самолетов доступны практически все аэропорты мира… Сан-Тропе, Гштад, Лозанна, где очень короткая полоса, и до появления РС-24 она была доступна только для турбовинтовых самолетов и РС-12.

Это самолет ангарного хранения?

Желательно, но он относительно неприхотлив, его тестировали в холодную погоду и в жаркую погоду. Ты можешь оставить самолет под открытым небом, но, конечно, любой современный самолет будет себя комфортнее чувствовать в ангаре.

Наиболее популярная комплектация салона шестиместная?

По аналогу с РС-12 берут 6+2, здесь также можно добавить два кресла вместо мебели для хранения вещей. Но на мой личный взгляд этому самолету больше всего подходит 8-ми местная компоновка (2 клуба), всем будет комфортно, при этом все будут в равных условиях.

Еще хочется узнать по поводу медицинской версии, сейчас три машины поставлены в Royal Flying Doctor и буквально недавно Шведская национальная служба воздушной скорой помощи разместила заказ на шесть РС-24. Есть ли перспективы в России?

Да, мы видим большую перспективу, конечно. У нас в России это не простой вопрос, но мы ведем работу в этом направлении.

А предлагали ли вам на базе РС-24  запустить проект авиатакси?

Да, мы и сами об этом думаем. И другие игроки рынка обращаются с такими идеями.

Какие финансовые схемы доступны при покупке?

В России это проблема, потому что у нас нет хорошего продукта операционного лизинга. И вопрос финансового лизинга тоже очень сложный. Но мы работаем с некоторыми лизинговыми структурами и финансовыми институтами, которые с большим удовольствием будут финансировать именно РС-24, потому что они знают качество Pilatus, и по аналогии зная остаточную стоимость РС-12. Поэтому они готовы брать на себя риски именно под Pilatus.

И все-таки десять с небольшим миллионов – это дорого или не очень?

Хорошо, 1000 рублей – это много? Вроде не много, но когда ты покупаешь мороженное или буханку хлеба, то это очень дорого. Все относительно. В данном случае 11 миллионов, за которые ты получаешь джет в очень хорошей комплектации, конечно, это не маленькие деньги, но мы рассматриваем не только общую сумму покупки воздушного судна, но и актив, который ты получишь за эти деньги. Давайте честно скажем, есть конкуренты, которые дешевле, но менее функциональные, хуже сохраняют остаточную стоимость.

То есть современный покупатель считает деньги?

После 2008 года все считают деньги.

Портрет вашего клиента, кто он?

Очень интересный вопрос.  Позволь немного поразмышлять.  Наш клиент – это нестандартный потребитель luxury business jet услуг. Это человек, который с одной стороны считает деньги, с другой – ему важен комфорт и важно время, человек с западным менталитетом, для которого атрибуты люксовой жизни на втором плане. Мне очень нравится «достаточность и целесообразность», у любого действия должна быть целесообразность, второе – достаточность, если мы посмотрим на этот элемент достаточности, то зачем мне что-то больше, если меня все устраивает? Вот этот самолет воплощает именно эту идею и оптимален со всех сторон.

Когда же мы в России увидим первый самолет?

Не буду скрывать, что уже есть самолеты, заказанные российскими клиентами, как только получим сертификат типа, первые машины сразу сюда пойдут. Самолет очень популярен, каждый дилер получает свою квоту, на Россию квота, к сожалению, не большая, но в ближайшие пару лет несколько машин будет в России. 

Довольны ли вы работой с Pilatus и доволен ли работой с вами Pilatus?

Если бы Pilatus был недоволен работой с нами, мы бы, наверное, не получили дилерство на РС-24. И, на сколько нам известно, в данный момент никаких альтернатив нет, и Pilatus их даже не рассматривает. Мы очень довольны работой с ними. Успех любого взаимодействия – это выполнение обязательств, так же как мы выполняем свои обязательства перед заводом, они выполняют обязательства перед нами.

Забегая в будущее, как вы думаете, Pilatus замахнется в классе на «ступеньку» выше?

Судя по тому, как консервативны швейцарцы и  Pilatus, пока не будет отточен РС-24 и пока он не станет хитом продаж, даже речи быть не может. Ты знаешь, ты был неоднократно на заводе, что там такая домашняя атмосфера, и, создавая новые типы самолетов, завод ориентируется на  возможности завода и возможности места, где они находятся, аэропорт находится в расщелине между гор. Если они будут замахиваться на что-то большее, то с учетом эксплуатации из этого аэропорта с учетом всех технических характеристик и это будет очередная интересная машина. Я думаю, что вряд ли в течение 10 лет мы сможем увидеть абсолютно новую модель. Хотя Pilatus постоянно модифицирует уже существующие типы.

Шесть прогнозов, которые преобразят рынок

Несмотря на то, что до 2020 года еще более квартала, есть ряд тенденций, которые начинают вырисовываться на горизонте и служат предметом обсуждения среди ведущих игроков.

Рынок частных самолетов находится в процессе перемен: чартерная модель по запросу набирает обороты, средние бизнес-джеты теряют позиции, в целом увеличивается доступность, новая экономика играет активную роль в отрасли и требуется приверженность к экологической ответственности. Какие ожидаются перемены рынка деловой авиации в 2020 году?

1. Переход к чартерам по запросу

Рынок чартерных перевозок по запросу, то есть модель оплаты по мере использования, которая не требует членства или покупки часов, приобретает еще больший импульс в отрасли. Такой подход настолько важен, что крупные игроки на рынке деловой авиации предпринимают активные шаги в этом направлении. Это видно по приобретению JetSmarter оператором VistaJet, Travel Management компанией Wheels Up и PrivateFly компанией Directional Aviation. И это лишь некоторые из консолидаций, которые произошли в 2019 году.

Переход от обычной модели «jet card» или долевого владения обусловлен не только преимуществами чартерной модели по запросу (увеличение пула самолетов, конкурентоспособные цены, полная гибкость, не нужно «замораживать» средства), но и общая «демистификация» частной авиации. Потребители более осведомлены о возможных вариантах, так как любой интеллектуальный пользователь выбирает лучший метод для себя. Теперь легко получить ценовое предложение частного самолета онлайн и жить, не покупая пятилетнюю программу членства.

2. «Вылет» бизнес-джетов среднего размера

Помимо Cessna Citation XLS+ трудно представить себе других производителей, выпускающих модели среднего размера. Bombardier прекратил производство Learjet 60XR, а Textron не возрождает семейство Hawker 800/900. То же самое можно сказать и о Gulfstream G150. Причина? Эффективность более дальних суперсредних джетов.

По словам Дэвида Гитмана, президента Monarch Air Group, «прямые почасовые эксплуатационные расходы многих суперсредних джетов, не считая стоимости капитала, амортизации и других постоянных расходов, таких как обучение и оплата труда экипажа, приближаются к среднеразмерным самолетам».

3. Доступность

В течение последнего десятилетия эта тенденция продолжала расти. Частный полет привлек новую аудиторию благодаря своей эффективности и гибкости, что позволяет малым и средним компаниям понять ценность использования этого сегмента для поддержки своего бизнеса. Этот рынок также предоставляет экономически эффективные самолеты с возможностью посадки в отдаленных местах, что позволяет экономить деньги по сравнению с коммерческими рейсами, для которых требуется один или два стыковочных рейса, чтобы добраться до пункта назначения. Результатом этого сдвига является программа NBAA «Нет самолета – нет выгоды», демонстрирующая преимущества использования частной авиации для увеличения доходов.

4. Рост в странах БРИКС

В частной авиации есть нечто большее, чем рынки США и Европы. Знаете ли вы, что Бразилия имеет второй по величине парк деловых самолетов в мире? Аббревиатура БРИКС относится к странам Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, крупным странам с большими развивающимися экономиками. Частная авиация служит особым связующим звеном с несколько неразвитой экосистемой коммерческой авиации с пробелами в маршрутах и ​​инфраструктуре. Как производители, так и операторы и брокеры устанавливают важные связи в этих густонаселенных экономиках.

5. eVTOL

eVTOL или электрические воздушные суда вертикального взлета и посадки – вещи далекого будущего, верно? Возможно, нет. В 2020 году они обязательно будут в повестке дня частной авиации. Крупные производители, такие как Bell и Embraer, хотят сделать это реальностью. Эта концепция лучше всего подойдет для рейсов на короткие расстояния или городские, особенно для городов с высокой концентрацией автомобильного движения и небоскребов. Вопросы инфраструктуры и регулирования должны идти рука об руку с инвестициями в более безопасные и эффективные воздушные суда. Возможно, в течение следующего десятилетия мы увидим, что этот сегмент транспорта совершит вертикальный скачок.

6. Экологическая ответственность

Повышение экологичности – это дополнительная ценность для любой отрасли. Заинтересованные стороны требуют этой позиции и награждения верностью. Сегодня ценность бренда влияет на поведение потребителей, и для авиации оно ничем не отличается. Более эффективные самолеты, меньше шума и инвестиции в электрические исследования – так совместные усилия Airbus, Rolls-Royce и Siemens по созданию гибридных электрических двигателей формируют будущее авиации. Повышение эффективности воздушных судов поможет снизить выбросы, как стремятся ведущие игроки в области деловой авиации Gulfstream, Bombardier и Cessna, объединившись с операторами для определения более эффективных планов полета, которые уменьшат расход топлива. Экологическая ответственность бывает разных размеров и исполнения.

Британский офис ACS опережает европейский тренд

Компания Air Charter Service сообщила, что в первой половине текущего финансового года на 8% увеличилось количество заказов на частные самолеты в британском офисе. При этом, общеотраслевая статистика WINGX показывает, что полеты частных самолетов в Великобританию и из страны сократились на 5,4% за те же шесть месяцев.

Энди Кристи, глобальный директор подразделения частных самолетов Air Charter Service, сказал: «Мы провели очень хорошую первую половину года, учитывая, что рынок находится в упадке: только из нашего лондонского офиса в течение шести месяцев было организовано более 1300 чартеров на частных самолетах. Рост на 8% становится еще более впечатляющим, если принять во внимание данные WINGX по Великобритании и по сравнению с мировой отраслью в целом, которая выросла всего на 2%».

«Может показаться несколько удивительным, что команда делает все хорошо, поскольку экономическая и политическая ситуация в Великобритании в настоящее время привела к сокращению расходов во многих секторах, в то время как страна ждет, что произойдет с Brexit. В отличие от роста, вызванного оживлением рынка, похоже, что сейчас мы просто забираем значительную долю рынка».

«Наши доходы от продаж частных самолетов во всех 25-и наших офисах по всему миру выросли аналогичным образом: глобальный доход ACS на всех рынках за шесть месяцев к концу июля составил 247,3 млн фунтов стерлингов ($300 млн.). Наши новые офисы в США в Сан-Франциско и Атланте отлично стартовали в этом году и опережают ожидания. Все наши офисы в регионе АТР также показывают лучшие результаты, чем в прошлом году, и первый год работы нашего нового офиса в Шанхае показал хорошие результаты».

Энди Кристи сделал вывод: «Мы надеемся, что Великобритания стабилизируется после 31 октября, увеличивая объемы перевозок на частных самолетах в Великобританию и из нее. В то же время мы рады увеличению доли рынка и уверены, что глобальная тенденция к росту как для ACS, так и для всей отрасли сохранится во второй половине года».

Белорусский BySky дебютирует на RUBAE

Как стало известно BizavNews, белорусский бизнес-оператор BySky впервые примет участие в московской выставке RUBAE 2019, которая начнет свою работу в сентябре. На статической стоянке аэропорта «Внуково-3» компания представит турбовинтовой самолет Pilatus PC-12NG.

BySky – это первый коммерческий оператор деловой авиации, зарегистрированный в Беларуси и базирующийся в международном аэропорту Минск. На данный момент флот авиакомпании состоит из двух Pilatus PC-12NG, построенных в 2017 году. Оба самолета имеют VIP-конфигурацию салона в компоновке 6+2 и находятся на белорусской регистрации, что позволяет им беспрепятственно и легитимно совершать внутрироссийские перевозки. Во флоте авиакомпании есть также один реактивный самолет Learjet 60XR.

В начале марта 2018 года ЗАО «Авиакомпания BySky» (BySky) получила сертификат эксплуатанта воздушных судов, выданный Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, а уже в сентябре того же года TCO Authorization для полетов в Европу.

«Авиакомпания BySky предлагает индивидуальные и корпоративные бизнес-чартеры по маршрутам любой сложности с количеством пассажиров до 8 человек. Универсальность и оптимальное расположение воздушного парка BySky позволяет предложить клиентам наиболее выгодные и комфортные условия для перелета. Корпоративный бизнес-чартер может быть организован для официальных делегаций, спортивных команд, гастролей артистов и т.д. Дополнительно, чартер может быть обеспечен консьерж-сервисом широкого профиля — от трансфера из/в аэропорт до бронирования отеля и заказа ресторана», — комментируют в BySky.

Напомним, что Pilatus PC-12 Next Generation (NG) – ближнемагистральный турбовинтовой самолет с заявленной максимальной коммерческой дальностью полетов до 2500 и перегоночной дальностью 3400 километров. Самолет вмещает до восьми пассажиров – салон имеет 6 мест уровня Еxecutive и, при необходимости, может быть укомплектован 2-мя дополнительными креслами. Кроме того, это первый серийный самолет, который оснащен современным комплексом авионики Honeywell Primus Apex с широкоформатными многофункциональными дисплеями и который гораздо проще в освоении и использовании, чем многие конкурирующие продукты.

В отличие от реактивных самолетов, турбовинтовой PC-12 NG способен работать в аэропортах с очень короткими взлетно-посадочными полосами и совершать предельно мягкие посадки даже на необорудованных аэродромах. Это существенно расширяет логистические возможности для коммерческих полетов и зачастую недоступно реактивными бизнес-джетам.

В ближайших планах BySky пополнение флота авиакомпании минимум двумя самолетами.