«Вообще весь рынок стоит»

Новые яхты не продаются и не сдаются в чартер, в России и за рубежом практически ноль полетов на частных бизнес-джетах, а элитная иностранная недвижимость не вызывает интереса даже с существенным дисконтом. В сферах, традиционно востребованных миллиардерами и просто очень состоятельными людьми, из-за коронавируса наступили тяжелые времена.

Стремительно набирающая обороты эпидемия коронавируса наносит существенный удар по экономикам всех стран мира: фондовые рынки падают, производства закрываются, целые города и страны уходят на карантин. Сфер бизнеса, которые бы не затронуло происходящее, почти не осталось. Исключением не стал и люксовый сегмент, столь дорогой сердцам героев списка Forbes: на рынках яхт, частных самолетов и элитной недвижимости наступил мертвый сезон.

Не поплаваем

«Вообще весь рынок стоит. Практически все верфи в Италии и Испании, особенно специализирующиеся на ремонте лодок, закрылись», — рассказывает Forbes основатель профильного издания о яхтинге Yacht Harbour Дмитрий Семенихин. По его словам, обычно в начале года яхты готовят к новому сезону: их подкрашивают, ремонтируют экипировку и т.д. Однако уже месяц такие работы не ведутся, а экипажи судов распущены по домам. По мнению эксперта, именно верфи пострадают от кризиса больше всех. «Очень много верфей, у которых нет собственных капиталов и нет крупных заказов, скорее всего, просто обанкротятся. Вскоре люди начнут отказываться от строящихся лодок, а спроса на них сейчас не будет», — говорит он.

Основатель специализированного портала о яхтах itBoat Никита Горчаков напоминает, что закрыты практически все марины, кроме (пока еще) Турции, и под иностранным флагом ни в Италию, ни во Францию, самые популярные для яхтинга страны, зайти нельзя.

У тех, кто не владеет собственной яхтой, но арендует их, также возникли проблемы. «В договорах на чартеры лодок всегда есть пункт про форс-мажор, на который никто не обращает внимания. Сейчас же им начинают пользоваться», — добавляет Семенихин. По его словам, многие бронировали лодки еще прошлым летом и внесли предоплату в 50%, сейчас же некоторым из этих людей не возвращают деньги. Теперь к стандартному контракту прилагается дополнительное соглашение об отсутствии штрафных санкций в том случае, если до 15 мая карантины не будут сняты, отмечает брокер Eastwind Yachts Сергей Чернецкий.

Читайте также  Британский офис ACS опережает европейский тренд

Новых заказов на чартеры также практически нет, в первую очередь, из-за отмены мероприятий, на время которых арендовались лодки, — Каннский кинофестиваль и Гран-при Монако гонок Формулы-1. «Количество новых запросов на чартерном рынке в последнюю неделю упало практически до нуля», — подтверждает Горчаков. Однако, по его словам, часть тех людей, кто планировал провести майские праздники на лодке в Европе, теперь просят, чтобы им предложили какие-то варианты в России.

Не полетаем

«Каждый день приходят обновленные сводки, и они плачевные. В России и за рубежом — практически ноль полетов», — рассказывает основатель портала о бизнес-авиации BizavNews Дмитрий Петроченко. При этом он отмечает, что в России статистика немного лучше, так как востребованы полеты на юг и на Урал. «У нас в авиации два активных периода: весна, когда на весенние праздники все улетают, и декабрь, когда год закрывают. Весны не будет – всё закрыто. Всё. Отменили всё, что только можно, включая специализированные вылеты. То есть народ, который привык отдыхать, у него выбор один: Крым – наш», — говорит Петроченко Forbes.

По данным отчета «Market Tracker» компании WINGX, общие полеты бизнес-авиации в Европу и из нее снизились в марте на 24% год к году, а в уикенд 21-22 марта активность полетов упала на 70%.

Сейчас практически все производители либо ограничили выпуск мини-джетов, либо вообще приостановили работу, и в течение этого месяца продаж практически ни у кого не было, продолжает Петроченко. «Я думаю, даже если самолёты будут приходить в распоряжение российских клиентов, то это те воздушные суда, которые были приобретены в прошлом году, оплачены с внесенными депозитами. О покупке нового воздушного судна сейчас речи не идет», — поясняет он. Эксперт отмечает, что если многие пассажирские перевозчики получат поддержку от государств, то операторы бизнес-джетов на это рассчитывать не могут.

Читайте также  Как уроженка Аркалыка продает бизнес-джеты арабским миллионерам

При этом, по данным платформы для аренды бизнес-джетов Central Jets, за первые три месяца 2020 года спрос на рейсы из Европы в Россию вырос на 23%, однако реальное количество рейсов в этом направлении сократилось на 19%. Перед каждым усилением мер карантина в Европе в марте 2020 года наблюдался резкий рост спроса на немедленный вылет, примерно на 240%, в сравнении с февралем этого же года, отмечают в компании. Параллельно наблюдается постоянный спрос внутри стран Европы среди людей, которые возвращаются домой из мест, где у них были виды на жительство. Большой поток россиян вернулся из Франции и Англии. Ключевыми точками вылета и прилета стали: Лондон (+22% в марте по сравнению с февралем), Москва (+18%) и Ницца (+16%), подсчитали в Central Jets.

Дома не продаются

«Лондон пуст, просмотров объектов нет», — жалуется руководитель агентства недвижимости London Relocation Consultancy Оксана Литман. По ее словам, несмотря на то, что все застройщики, агентства недвижимости готовы проводить виртуальные туры по домам и квартирам, покупатели остаются в ожидании, что будет дальше, и многие агентства недвижимости уже начали увольнять сотрудников.

В юридической компании RSL-LAW, консультирующей российских покупателей недвижимости в Великобритании, подтверждают: рынок взял паузу. Однако причина этого не только в карантине, в рамках которого практически запрещено выходить на улицу, но и в том, что потенциальные покупатели ждут снижения цен. «Мы уверенно движемся к ситуации, где в выигрыше будет покупатель, и между собой зовем этот период «рынком покупателей», — говорит управляющий директор и старший юрист RSL-LAW Татьяна Шапошникова.

В других странах ситуация аналогичная, рассказывают в агентстве элитной недвижимости Knight Frank. С 10-х чисел марта от офисов Knight Frank во Франции и Италии (страны, в которых сейчас приняты карантинные меры) стало поступать больше предложений от собственников (виллы и апартаменты) с достаточно серьезными дисконтами. «Поместье с виноградниками во Франции в Мужене, ранее выставленное за €20 млн, сейчас выставлено уже за €15 млн», — приводит пример директор по зарубежной недвижимости Knight Frank Марина Шалаева.

Читайте также  У PrivateFly был напряженный первый квартал

По ее словам, к тому, чтобы делать скидки, готовы морально как частные собственники, так и девелоперы. «Застройщики после простоя и физической невозможности проводить сделки будут более заинтересованы в продажах и готовы идти на привлекательные условия для покупателей», — заключает она.

Источник: Forbes.ru